Автор: Elika
Название: Разве это справедливо?..
Размер: мини
Категория: джен
Жанр: рассказ
Рейтинг: G
Аннотация: Несчастье, случившееся в семье друга, подтолкнуло его к тому, чтобы через много лет начать кардинальную реформу в Российской Империи.
Смерть персонажей: нет
Размещение на других ресурсах: только с разрешения автора
Статус: Закончен
Коричневые ноги в растоптанных башмаках путались в траве, поднимали тучи пыли на узкой кривой улочке, затормозили на повороте, споткнувшись о придорожный камень. Загорелый парнишка растянулся в песке.
- Ч-чёрт! – мальчишка выругался и тут же прикусил язык. Папенька строго-настрого приказал: уши оборвёт, если только услышит, что сын сквернословит.
Папенька. Эх, только бы он был дома! Мальчишка вскочил на ноги и припустил с новой силой. Вихрем взлетел на высокое крыльцо, каблуки гулко простучали по деревянным ступеням.
- Папенька!
Христиан-Георг Бунге повернул голову и строго посмотрел на сына:
- Николенька, я несколько раз просил тебя не носиться как умалишённый по улице. Посмотри, на кого ты похож: рубашка порвана, картуз ты, вероятно, где-то потерял. Ну-ка, ну-ка?.. - Господин Бунге ухватил мальчика за подбородок и повернул его голову, - Где ты умудрился так поцарапаться?
На щеке мальчишки красовалась длинная царапина, маленькие рубиновые капельки уже почти засохли.
- Ах, это пустяки, - Коля мазнул рукой по щеке. Отец едва успел перехватить детскую ладошку:
- Куда грязными руками?! Немедленно в мой кабинет
- Нет, папенька. Послушайте, моя царапина, в самом деле, подождёт. Пожалуйста, идём скорей со мной. Там… - мальчишка всхлипнул, - там Тимошка Марченко расшибся. Он совсем – совсем не дышит…
Доктор Бунге, не говоря более ни слова, подхватил свой походный чемоданчик и кивнул сыну:
- Показывай.
А ещё через полчаса отец и сын Бунге оказались в крошечном домике на берегу Днепра. В полутёмной комнате с низким потолком, на застеленном какими-то тряпками топчане, лежал навзничь очень худенький темноволосый мальчик. Бледное, почти белое лицо резко контрастировало с заляпанной красным тряпкой, которая перетянула лоб.
Над мальчиком причитала простоволосая женщина в холщёвой рубахе, а в углу робко прижимались к белобородому старику трое малышей.
- Вот что, милая, - спустя пять минут после осмотра сказал доктор, - мальчика нужно немедленно отвезти в больницу. Я диагностирую сильнейший ушиб головы. Необходимо длительное лечение.
- Ой, господин доктор, да к где ж нам взять денег на лечение? – запричитала с новой силой мать Тимошки, - Только вчера старосте заплатила подушную подать. В доме ни полушки не осталось. Куда ж я теперь с малыми-то ребятами. Тимошка мой, кормилец почти, и вот, такая беда. Старшенький-то мой, Васенька, на заработках. А у меня по ревизским сказкам пять душ значится. Ещё и за мужа моего покойного, Василия Фёдоровича платить пришлось.
Доктор думал не более минуты. Потом подхватил бесчувственного мальчика на руки и заверил несчастную поселянку, что вылечит её сына бесплатно.
Вечером того же дня Николенька Бунге пришёл к отцу за благословением, как приходил каждый вечер и, неловко потоптавшись, спросил:
- Папенька, скажите, почему так получается? Вот Тимошкина семья – небогата…
- Она бедна, сынок.
- Ну, да, бедна. Но отчего она платит ещё и подати, если им самим на жизнь не хватает?
Доктор Бунге вздохнул и сказал:
- Видишь ли, сынок, всё население России кроме сословного деления подразделяется в отношении уплаты налогов на два состояния - податное и неподатное. Вот смотри, – доктор Бунге потянулся к книжной полке и раскрыл «Свод Уставов о податях». - Первая статья сего документа гласит: «Под именем государственных податей, разумеется вообще окладные сборы, взимаемые с разных лиц определённым (окладным) количеством и в установленные сроки». Кроме личных податей (подушной и оброчной) к числу окладных сборов относится налог на недвижимые имущества в городах, посадах и местечках (тот, который плачу и я сам), а также государственный поземельный сбор. Их раскладка производится особыми органами - раскладочными присутствиями. Подушная подать - это форма налога, подати, которой облагаются все мужчины податных сословий независимо от возраста: и новорожденные, и старики. Ещё Пётр I указом 26 ноября 1718 года приказал в течение года взять ото всех правдивые «сказки», сколько у кого в какой деревне имеется душ мужского пола и «расписать на сколько душ солдат рядовой с долей на него роты и полкового штаба положа средний оклад». Для определения этого среднего оклада должно было, следовательно, разделить стоимость содержания солдата на число наличных податных душ, какое придётся на него по затребованным «сказкам». Эти сказки были получены и впервые сосчитаны только к началу 1722 года, всего насчитали около пяти миллионов душ. Подушная подать состоит из «главной (первоначальной)» и «накладных сборов» - на устройство путей сообщения и содержание присутственных мест. Подати по окладу считаются «лежащими не на каждом лице отдельно, но на целом обществе или селении, по числу душ, по ревизии в нем состоящих или впоследствии присоединенных». За «выбылые» по тем или иным причинам податные души раскладка производится на «души наличные». Вот поэтому мать твоего друга и вынуждена платить за своего погибшего мужа. Внутренняя же раскладка суммы податей предоставляется решению сходов обществ и селений. Наблюдение за ее законностью производит непосредственно начальство, а Министерство финансов имеет в каждой губернии своё местное учреждение - Казённую палату. Вот так и обязано всё податное сословие платить государству подушную подать, - закончил отец.
- Но папенька, отчего же только крестьяне, да мещане платят эту подать? Ведь горожане, купцы, да и дворяне гораздо более имеют денег! – возмутился Николенька.
Отец только потрепал его по голове и ничего не ответил. А Николенька закусил губу и, задумавшись о чём-то, упрямо топнул ногой.
Через сорок девять с половиной лет, в январе 1882 года министром финансов Российской Империи был назначен Николай Христианович Бунге.
*Для справки:
Бунге «являлся убежденным сторонником социальной политики». Он понимал: имея бедное, голодное и задавленное налогами сельское население, нельзя построить экономического благосостояния государства, центр тяжести окладного обложения необходимо перенести на имущие классы.
Бунге был первым министром финансов, исходившим из твердого убеждения в том, что «финансизм» - исключительная забота о государственных финансах в узком смысле слова - должен смениться «экономизмом» - экономической политикой, направленной на развитие народного труда и производительных сил общества.
Николай Христианович не побоялся недостатка средств и приступил к завершению реформы 1861 года в соответствии с программой, суть которой выражена в его первом же всеподданнейшем докладе царю: «Освободиться от финансовых дефицитов Россия может в течение немногих лет; но только правительство, никогда не отступающее от коренных оснований государственного хозяйства, справедливости в распределении налогов, бережливости и порядка в расходах, может обеспечить развитие политического и финансового могущества страны».